Горячая линия МКУ Центр «Созвездие» — 8 952 912 0580

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение материнского капитала

На основании ч. 3 ст. 3 ФЗ от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», предусмотрены случаи, когда право на дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала возникает у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Если мать лишена родительских прав, то материнский капитал переходит к отцу (усыновителю) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства. В случаях, если отец (усыновитель) ребенка, к которому перешел материнский капитал, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении этого ребенка, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо если в отношении указанного ребенка отменено усыновление, то материнский капитал переходит к данному ребенку (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации

(за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.

 

Также необходимо отметить, что право на дополнительные меры государственной поддержки (материнский капитал) возникает у ребенка, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось в связи с лишением ее родительских прав, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, а также в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки (материнский капитал).

 

На основании ч. 2 ст. 7 Федеральный закон от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в случаях, если у ребенка (детей) право на материнский капитал возникло по вышеуказанным основаниям, то распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала с предварительного разрешения органа опеки и попечительства могут следующие лица:

 

— усыновители;

— опекуны (попечители);

— приемные родители;

— сам ребенок (по достижении им совершеннолетия или приобретения

им дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия).

 

Заявление о распоряжении может быть подано усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения ребенка, за исключением случаев, когда использование средств или части средств материнского (семейного) капитала уходит на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, а также на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов. Если право на дополнительные меры государственной поддержки возникло в связи с усыновлением данного ребенка, заявление о распоряжении может быть подано не ранее чем по истечении трех лет после указанной даты.

 

Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, право на который возникло у ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей и находящегося (находящихся) в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется ребенком (детьми) не ранее достижения им (ими) совершеннолетия либо приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.

 

Заявление о распоряжении подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении.